Проекты

Железнодорожная линия Адлер – Красная Поляна
Олимпийский объект. Панорама стройки в районе станции Эсто-Садок – путевой пост<br />
ЖД линия Адлер – Красная Поляна – ж.-д. линия, которая должна обеспечить транспортом зимние олимпийские игры 2014 г. в Сочи. Трасса этой линии попадает в кори- дор, выбранный Мосгипротрансом в прошлые годы для строительства высокоскоростной ж. д. линии Центр — Юг.

Первоначально, согласно «Заявочной книге», предполагалось построить «легкое метро», но руководству РЖД удалось доказать, что строить еще одну транспортную систему нецелесообразно. Курорт Сочи – это пространство фактически от Туапсе до Адлера, а после окончания строительства олимпийских объектов будет до Красной Поляны, и это практически 150 км. 

Существующая на побережье железная дорога на две трети осваивает это пространство, и вполне логично продлить ее до Красной Поляны. Весомым аргументом в этом вопросе стало «Обоснование инвестиций» строительства, разработанное Мосгипротрансом в 2007 г. по заданию РЖД. В соответствии с заданием предлагалось запроектировать пассажирскую двухпутную электрифицированную железную дорогу, способную перевезти 31 000 пассажиров в час.

Максимальная скорость движения 160 км/ч. Территория, на которой предстояло строительство, характеризуется горным рельефом, сложным геологическими и гидрологическими условиями. Трасса уложена в долине реки Мзымта по левому берегу из условия минимального стеснения русла реки и максимального ухода от склона, подверженного оползневым процессам, что особенно опасно, учитывая высокую (9 баллов) сейсмику района.

Трасса проходит по территории Сочинского национального парка с богатейшим растительным и животным миром, археологическими памятниками, что в свою очередь накладывало ограничения на укладку трассы. В этой работе будущая железная дорога «Олимпийское наследие» рассматривалось как первая очередь строительства высокоскоростной магистрали Москва — Сочи, и в этом был смысл, потому что строить такой сложный и соот- ветственно дорогой объект только на время проведения Олимпийских игр просто абсурдно. С учетом этого фактора укладывалась трасса железной дороги, и в районе Красной Поляны проработана развязка в разных уровнях направлений на Москву и Альпика Сервис.

Корпорация «Олимпстрой», узнав о работе РЖД и Мосгипротранса, предложила разработать вариант совмещенной дороги, железной и автомобильной. Задание было откорректировано, и в нашей работе совмещенная дорога являлась практически единой конструкцией. Автомобильная дорога располагалась над железной дорогой. На эстакадах верхний пояс ж.-д. ферм заменялся ортотропной плитой, на которой устраивалась автодорога. Тоннели (схемы их разработали специалисты тоннельщики ЦНИИСа), тоже были двухъярусными.

Проходку тоннеля предполагалось вести горным способом, что на 25% дешевле щитовой, уступом — опережающе шла разработка авто- дорожного тоннеля, бетонировалась плита основания и под ее прикрытием разрабатывался железнодорожный тоннель. Такой вариант совмещенной (ж.д. и а. д.) дороги имел ряд серьезных преимуществ. Более чем вдвое сокращался объем изымаемых земель национального парка, на которых вообще запрещалась хозяйственная деятельность.
Все проекты