Пресс-центр

ВСМ: поубавим пыл

Новость, которая недавно прозвучала на одном из международных форумов, несколько разочаровала тех, кто ждал старта строительства ВСМ Москва – Казань еще 2 года назад. Пока решено строить лишь небольшой участок длиной чуть более 300 км. И если оптимисты продолжают верить в светлое высокоскоростное будущее, то скептики оценивают этот шаг как очередное и уже привычное откладывание проекта ВСМ в принципе.

Надо сначала принять закон

Первоначально планировалось проложить ВСМ Москва – Казань протяженностью 770 км. При этом говорили, что эта новая железная дорога станет частью высокоскоростной магистрали «Евразия», которая соединит Китай с Европой. В результате будет создана единая евразийская сеть ВСМ для перевозки грузов и пассажиров, протяженностью почти 50 тыс. км.

Но это планы не сегодняшнего дня. Пока принято решение лишь о первом этапе строительства ВСМ Москва-Казань. В рамках этого проекта будет построена линия ВСМ Железнодорожный – Гороховец (город на границе Владимирской и Нижегородской областей), чуть более 300 километров длиной. Поезда по ней будут курсировать со скоростью 360- 400 км/ч.

На форуме «PRO//Движение.1520» первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин сообщил что этот проект включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, который правительство страны утвердило 24 сентября этого года. 

Уже известно, что в этот план включено 104 проекта в сфере железнодорожного транспорта – в том числе проекты высокоскоростных магистралей Москва - Казань и Екатеринбург - Челябинск, а также скоростная магистраль Краснодар - Грозный с продлением до Махачкалы. 
Так почему же решено пока ограничиться строительством небольшого участка ВСМ? Возможно, потому что многие вопросы еще не решены. Так не принят закон «О высокоскоростном движении». А пока его нет, реализовать большие проекты будет сложно. Поэтому и решили начать с пилотного участка.

В Минтрансе РФ говорят, что принятие решения о строительстве ВСМ Москва-Казань было шагом в неизвестность. А теперь уже понятны финансовая и организационно-правовая модели. Они вырабатывались во время жестких дискуссий.

Кроме того, на ВСМ Железнодорожный -Гороховец планируется опробировать новые для России технологии строительства и эксплуатации, а также высокоскоростной подвижной состав, который уже разрабатывается партнерами ОАО «РЖД».

Предварительная стоимость первого этапа ВСМ без учёта инфраструктуры внутри Москвы оценивается в 621 млрд руб. Ещё 100 млрд руб. потребуется на приобретение подвижного состава и создание депо для его обслуживания. Контракт на закупку электропоездов планируется заключить в первой половине 2019 года. Предполагается, что государство вложит в пилотный проект ВСМ 200 млрд руб., остальное – средства концессионеров и частного бизнеса.

Помимо реализации этого проекта, по словам Александра Мишарина, будет организовано движение скоростных пассажирских поездов от Москвы до Нижнего Новгорода, причем они будут идти и по участкам уже существующей инфраструктуры. Время в пути между Москвой и Нижним Новгородом со всеми остановками составит 2 часа 31 минуту. 

Проектирование магистрали на участке Железнодорожный-Гороховец завершено, получено положительное заключение Главгосэкспертизы.


Что же мешает дать старт строительству?

«Необходимо создать недостающую нормативно-правовую базу для реализации проекта», - говорит Александр Мишарин. Надо принять, в первую очередь, два закона: об особом порядке изъятия земли под строительство и освобождении от налога на имущество ВСМ, хотя бы на время строительство.

О масштабах проблемы с землей можно судить по цифре: специалисты подсчитали, что для строительства ВСМ Москва-Казань необходимо изъять примерно 15 тысяч земельных участков. Почти половина из них приходится на пилотный участок. Все это время ведутся переговоры с их собственниками, но далеко не все готовы с ними расстаться.

Первый участок ВСМ от Железнодорожного в Подмосковье до города Гороховец планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году. «Если правильно организуем работу, то, может быть, и раньше», – заметил Александр Мишарин.

Все начинается с проекта

Проектированием ВСМ Москва — Казань в России занимается российско-китайский консорциум главе с АО «Мосгипротранс», при участии ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.

Около 70% работ выполняют российские компании, а 30% - китайские партнеры. Заказчиком работ является ОАО « РЖД», а управление проектом осуществляет его дочерняя компания АО «Скоростные магистрали».

Проектирование высокоскоростных магистралей, несомненно, имеет свою специфику.

- Мы живем в век новых технологий, - говорит генеральный директор АО «Мосгипротранс» Игорь Мицук. – Поэтому проект первой в нашей стране ВСМ – уникальный. Он сразу же потребовал непрерывного экспертного и научного сопровождения. И оно было обеспечено.
Научно-техническую, экспертную и методическую поддержку проекта ВСМ осуществляет Экспертный совет по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в Российской Федерации. В состав этого совета входят 186 экспертов из различных научных организаций и проектных институтов России.

Генеральный директор АО «Мосгипротранс» отметил также, что район строительства ВСМ Москва-Казань характеризуется сложными природными условиями. Трасса проходит по густонаселенной равнине с довольно сложными гидрографическими и геологическими условиями, особенно во Владимирской и Нижегородской областях. Нельзя забывать и про большие сезонные температурные колебания.
На этой территории встречаются участки со слабыми основаниями, с опасностью карстообразования, да и просто болотистые. Там необходимо выполнение большого объема работ по подготовке основания земляного полотна. Для более детального изучения опасных геологических процессов применялись инновационный метод геофизических исследований - электротомография. А затем разработана многослойная инженерная конструкция земляного полотна с двумя защитными слоями и укреплением слабых и недостаточно прочных оснований. 

- Естественно, при проектировании мы применяли передовые технологии информационного моделирования объектов инфраструктуры, - говорит Игорь Мицук. - BIM формирует основу для всех решений на протяжении жизненного цикла объекта - от планирования до проектирования, выпуска рабочей документации, строительства, эксплуатации и сноса.

Отметил он и главное отличие ВСМ от обычной железнодорожной магистрали: проект ее предусматривает переход от классической технологии строительства железнодорожного полотна с использованием щебня и шпал к монолитной бетонной конструкции. Это будет «интеллектуальный» путь, начиненный датчиками, которые позволяют вести мониторинг состояния конструкции на протяжении всего срока эксплуатации.

Глава проектного института считает, что безбалластный путь по праву можно считать не просто инновацией для России, а «прорывной технологией», которая приведет к смене устоявшихся подходов к строительству и техническому обслуживанию пути, нормам содержания пути, требованиям к подвижному составу. Кстати, в разработке этой новой технологии проектировщикам помог опыт китайских коллег.
Инновации содержит каждый раздел проектной документации ВСМ. Так, например, контактная сеть впервые в мире рассчитана на движение до 360 км/час. Контактные провода для нее будут изготовлены из сверхпрочных сплавов типа «медь-магний» или «медь-хром-цирконий». Разработаны опорные и поддерживающие конструкции повышенной жесткости, а также фундаменты в виде буронабивных свай.
В проект заложены также унифицированные конструкции искусственных сооружений (разрезные балочные системы и неразрезные железобетонные балочные системы), многослойная конструкция земляного полотна. Система безопасности движения максимально автоматизирована, исключая влияние «человеческого фактора». НА ВСМ появятся стационарные системы мониторинга и диагностики и многое другое

Высокие скорости требуют особых мер для обеспечения безопасности движения поездов. Следить за состоянием ВСМ помогут оптические, инерциальные и другие бесконтактные системы измерений. Они позволяют на скоростях до 400 км/час осуществлять контроль геометрии и пространственного положения пути, поверхности катания рельсов, состояния земляного полотна. Под контролем будут также устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, радиосвязь и контактная сеть.

Все данные будут стекаться в автоматизированную компьютерную систему, которая позволит в удаленном доступе выявлять дефекты на стадии их возникновения и оперативно принимать меры.

- В проекте ВСМ использованы инновационные российские разработки, не имеющие аналогов в мире, - заметил Игорь Мицук. - Например, системы дефектоскопии, которые позволяют проводить контроль рельсов на высоких скоростях. Такие комплексы уже успешно эксплуатируются ОАО «РЖД».

Многих волнует вопрос: не окажет ли ВСМ негативное влияние на окружающую среду? Кстати, на участке Москва-Владимир рассматривалось три варианта прохождения трассы ВСМ, И в результате выбрали тот, который пересекает меньше населенных пунктов, где нет крупных промышленных предприятий.

Экологи беспокоятся о редких выхухолях, обитающих в пойме реки Клязьмы, и других животных, и птицах, занесенных в «Красную книгу». Поэтому для минимизации рисков 9-километровый участок ВСМ по территории Владимирской области решено строить на эстакадах. Поэтому она идеально впишется в природный ландшафт.

- Мы работали с каждым отдельно взятым регионом и муниципальным образованием, - говорит Игорь Мицук. - Полевые исследования, сбор и анализ информации проводились с учетом всевозможных экологических ограничений. Поэтому проект ВСМ - один из немногих проектов, который отвечает «зеленым» стандартам.

Высокоскоростная магистраль будет очень красивой. Уже известно, что в Петушках, Владимире, Коврове и Гороховце будут строиться новые станции и вокзалы. Для их проектирования были разработаны специальные технические условия. Появятся современные многофункциональные центры. Там будет сформирована безопасная среда, обеспечивающая комфортное и быстрое перемещение пассажиров с одного вида транспорта на другой.

При проектировании первой ВСМ использовался зарубежный опыт. По словам специалистов АО «Мосгипротранс», в проектных решениях по автоматике и телемеханике применены лучшие российские и зарубежные инновации в области управления высокоскоростным железнодорожным транспортом. Проектом предусмотрены для станций высоконадежные компьютерные системы автоматики и телемеханики с резервированием устройств обработки информации и источников электропитания.

- Трехуровневая структура системы управления движением на ВСМ Москва – Казань, - отметил Игорь Мицук, - соответствует структуре ЖАТ скоростных французских и китайских железнодорожных линий, а также предложениям консорциума «Немецкая инициатива».
Словом, в проект ВСМ заложены технологии «цифрового» будущего, которые можно будет дальше развивать.

Экспертиза проекта ВСМ проходила непросто. Да иного и не могло быть.

- Не буду лукавить, - сказал Игорь Мицук, - мы преодолели немало трудностей за три этих года. Как я уже говорил, проект не имеет аналогов в России. А всё, что ново, всегда вызывает повышенный интерес и опасения. Высокие темпы на всех этапах работ, сжатые сроки выполнения проекта, безусловно, создали определенного уровня сложности в прохождении экспертизы. К тому же, и мы, проектировщики, и эксперты Главгосэкспертизы России, знали, какая колоссальная ответственность лежит на наших плечах, поэтому все старались очень профессионально выполнять свою работу. Было высказано немало грамотных рекомендаций и дельных советов - мы благодарны за это экспертам. Результатом нашей совместной кропотливой работы над проектом стало положительное заключение Главгосэкспертизы России на проект строительства участка ВСМ Москва — Казань от Владимира до Нижнего Новгорода.

Так что после завершения пилотного проекта можно будет строить ВСМ дальше. От Владимира до Нижнего Новгорода – более 220 км.
- Сеть ВСМ принципиально изменит транспортную доступность в нашей стране, - считает первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин. «Только ВСМ Москва — Казань предоставит транспортную доступность порядка 100 малым городам, объединив их в агломерации».

По его мнению, отсутствие транспорта, достигающего скорости 300 километров в час, — недостаток всей транспортной системы России, снижающий ее конкурентоспособность.

Между тем, строительство любой ВСМ — колоссальный импульс для экономики. Это заказы для других отраслей экономики, создание новых производств и тысяч рабочих мест. Все это, как воздух, необходимо нашей стране.


Авторы: Тамара Андреева, Ксения Сергеева

Источник: http://www.rzd-partner.ru 
15 октября 2018
Все новости